Система
сертификации
«Еврорус»
Серия
стандартов ИСО
Инспекционный
контроль
Обучение Полезные
материалы
Органы по
сертификации

бесплатные
консультации

Заполните форму – наш менеджер
свяжется с Вами в течение 30 мин

Ваше имя:
Телефон:

Сообщение:

Стандарт ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»: коротко о главном

9.01.2013

Повышение эффективности предприятия предполагает непрерывную деятельность по совершенствованию его организационной составляющей.

Говоря о совершенствовании организационной составляющей предприятия, в первую очередь следует упомянуть о Государственном стандарте РФ ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» принятым постановлением Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г. N 334-ст. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководство которых, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.

Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом». Данный стандарт направлен на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности и эффективности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности заинтересованных сторон путем выполнения их требований.

В стандарте указывается, что для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо осуществлять менеджмент систематически и открыто. Рекомендации руководству организации, предлагаемые в настоящем стандарте, базируются на восьми принципах менеджмента качества: а) ориентация на потребителя; б) лидерство руководителя; в) вовлечение работников; г) процессный подход; д) системный подход к менеджменту; е) постоянное улучшение; ж) принятие решений, основанное на фактах; з) взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Особенно важным в данных принципах является то, что постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. Это предполагает наличие динамики организационных связей с учетом конкретной сложившейся внутренней и внешней среды.

Особое внимание в данном стандарте уделяется ответственности руководства, где подчеркивается необходимость разработки прогноза, политики и стратегических целей, соответствующих назначению организации, демонстрации на собственном примере стиля управления, обеспечивающего доверие персонала, участие в проектах по улучшению, поиск новых методов, решений и разработка новой продукции, получение обратной связи непосредственно по результативности и эффективности системы менеджмента качества. Высшему руководству рекомендуется использовать политику в области качества как средство управления организацией с целью улучшения ее деятельности.

Стратегическое планирование и политика в области качества должны обеспечивать организации основу для постановки целей в области качества. Высшему руководству следует разработать эти цели, направленные на улучшение деятельности организации, построенные на следующих принципах: фактические и будущие потребности организации и обслуживаемых рынков, соответствующие выводы анализа со стороны руководства, фактические характеристики продукции и показатели процессов, уровни удовлетворенности заинтересованных сторон, результаты самооценки, равнение с лучшими достижениями, результаты анализа конкурентов, возможности для улучшения, ресурсы, необходимые для достижения целей.

Отдельно уточняется, что руководство организации должно определить и внедрить результативный и эффективный процесс обмена информацией по вопросам политики в области качества, требований, целей и их достижения. Обеспечение такой информацией может помочь в улучшении деятельности организации и непосредственно вовлекает ее работников в достижение целей в области качества. Руководству следует активно поощрять обратную связь и получение информации от работников организации как средства их вовлечения.

Значительное внимание уделяется необходимости анализа существующей ситуации. Высшему руководству необходимо распространить анализ со стороны руководства за пределы верификации результативности и эффективности системы менеджмента качества и превратить этот анализ в процесс, охватывающий всю организацию, который также оценивает эффективность системы.

Рассматривая менеджмент ресурсов ГОСТ Р ИСО 9004-2001 предлагает их следующую классификацию: работники, инфраструктура, производственная среда, информация, поставщики и партнеры, природные и финансовые ресурсы. Это позволило выделить ряд ключевых вопросов улучшения деятельности организации с точки зрения ресурсообеспечения.

Дополнительно в стандарте освещены вопросы вовлечения работников в процесс формирования системы менеджмента качества, соответствия существующей инфраструктуры, определяемой как перечень ресурсов включающей производственное помещение, рабочее пространство, средства труда и оборудование, вспомогательные службы, информационные и коммуникационные технологии, а также транспортные средства. Рассмотрено влияние производственной среды на мотивацию, удовлетворенность и работу персонала с целью улучшения деятельности организации. Определено место в системе управления информации, поставщиков и партнеров, природных и финансовых ресурсов.

Далее освещены вопросы обеспечения высшим руководством результативного и эффективного функционирования процессов жизненного цикла продукции, вспомогательных процессов, а также связанную с ними сеть процессов, с тем, чтобы организация могла удовлетворять заинтересованные стороны. Представлены рекомендации по обеспечению эффективного измерения и сбора данных, чтобы убедиться в результативной работе организации и удовлетворенности заинтересованных сторон. Описаны рекомендации по самооценке, определяемой как всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества.

Подытожив вышесказанное можно сделать вывод, что ГОСТ Р ИСО 9004-2001 представляет собой качественный инструмент улучшения организации предприятия направленный на комплексное изучение и анализ текущей ситуации с точки зрения системного подхода.

Источник: ChelReal.ru

все новости

eurorus copyright 2007-2024