eurorus | главная |
|
||||||
бесплатныеЗаполните форму – наш менеджер |
Терминологический словарь по качествуТакие понятия, как: качество, проверка качества, гарантия качества и т.п., являются неотъемлемой частью словарного запаса повседневного языка. Эти понятия в обыденной жизни трактуются весьма разнообразно. Важно сразу однозначно определить важнейшие термины, которыми мы будем пользоваться в дальнейшем. Специалисты, занимающиеся проблемой качества уже долгое время, постоянно уточняют основные понятия. Как следствие, в различных трудах, статьях, стандартах мы можем встретиться с различными трактовками этих понятий. В настоящем материале использованы термины, установленные в стандартах ISO серии 9000, а также используемые в сфере субконтрактных отношений. Термины, относящиеся к качествуКачество – степень соответствия требованиям совокупности присущих характеристик. Требование – потребность или ожидание, которое установлено и обычно предполагается или является обязательным. Примечания:
Удовлетворенность потребителей – восприятие потребителями степени выполнения их требований. Примечания:
Градация: класс, сорт, категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих то же самое функциональное применение. Возможности – способность организации, системы или процесса производить продукцию, которая будет соответствовать требованиям к этой продукции. Термины, относящиеся к менеджментуСистема менеджмента – система для разработки политики и целей, и достижения этих целей. Примечание:
Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству. Политика в области качества – общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Цели в области качества – цели, которых добиваются или к которым стремятся в области качества. Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией. Высшее руководство – лица или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне. Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества. Управление качеством – часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Обеспечение качества – часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены. Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству. Постоянное улучшение – повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования. Результативность – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Эффективность – связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Термины, относящиеся к организацииОрганизация – группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Организационная структура – распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками. Инфраструктура – совокупность зданий, оборудования и служб обеспечения, необходимых для функционирования организации. Производственная среда – Совокупность условий, в которых выполняется работа. Примечание:
Потребитель – организация или лицо, получающее продукцию. Примеры: клиент, заказчик, конечный пользователь, розничный торговец, бенефициар и покупатель. Поставщик – организация или лицо, предоставляющее продукцию. Заинтересованная сторона – Лицо или группа, заинтересованные в деятельности или успехе организации. Термины, относящиеся к процессам и продукцииПроцесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы. Примечания
Продукция – результат процесса. Примечания Имеются четыре общие категории продукции:
Проект – уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения сроков, стоимости и ресурсов. Примечания
Проектирование и разработка – Совокупность процессов, переводящих требования в установленные характеристики или нормативную и техническую документацию на продукцию, процесс или систему. Примечания
Процедура – Установленный способ осуществления деятельности или процесса Примечания
Термины, относящиеся к характеристикамХарактеристика – отличительное свойство. Примечания
Надежность – собирательный термин, применяемый для описания свойства готовности и влияющих на него свойств безотказности, ремонтопригодности и обеспеченности технического обслуживания и ремонта. Прослеживаемость – возможность проследить историю, применение или местонахождение того, что рассматривается. Термины, относящиеся к соответствиюСоответствие – выполнение требования. Несоответствие – невыполнение требования. Дефект – невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием. Примечания
Предупреждающее действие – Действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации. Примечания
Корректирующее действие – Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации. Примечания
Коррекция – Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия Примечания
Утилизация несоответствующей продукции – Действие в отношении несоответствующей продукции, предпринятое для предотвращения ее первоначального предполагаемого использования. Разрешение на отклонение – Разрешение на использование или выпускпродукции, которая не соответствует установленным требованиям. Примечание
Разрешение на отступление – Разрешение на отступление от исходных установленных требований к продукции до ее производства. Примечание
Термины, относящиеся к документацииИнформация – Значимые данные. Документ – Информация и соответствующий носитель. Примеры: записи, нормативная и техническая документация, процедурный документ, чертеж, отчет, стандарт. Примечания
Нормативная и техническая документация – Документы, устанавливающие требования. Примечания
Руководство по качеству – Документ, определяющий систему менеджмента качестваорганизации Примечание
Запись – Документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности. Примечания
Термины, относящиеся к аудиту (проверке)Аудит (проверка) – Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки) Программа аудита (проверки) – Совокупность одного или нескольких аудитов (проверок), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. Критерии аудита (проверки) – Совокупность политики, процедур или требований, которые применяются в виде ссылок. Свидетельство аудита (проверки) – Записи, изложение фактов или другая информация, относящаяся к критериям аудита (проверки), которые могут быть проверены Примечание
Наблюдения аудита (проверки) – Результат оценки свидетельства аудита (проверки) в зависимости от критериев аудита (проверки) Примечание
Заключения по результатам аудита (проверки) – Выходные данные аудита, предоставленные группой по аудиту (проверке) после рассмотрения целей аудита и всех наблюдений аудита. Проверяемая организация – Организация, подвергающаяся аудиту (проверке). Аудитор – Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита (проверки). Компетентность – Выраженная способность применять свои знания и умение. Термины, касающиеся субконтрактацииАутсорсинг – это часть производственной кооперации, представляет собой передачу стороннему лицу деятельности, которая ранее осуществлялась в рамках данной организации. Контрактор – головное (как правило, сборочное) предприятие с минимально необходимыми собственными производственными мощностями. Субконтрактация – вид сделки, закрепленной договором, в ходе которой одно предприятие (Контрактор) поручает другому (Субконтрактору) осуществить изготовление некоторой продукции (деталей, комплектующих, материалов) в соответствии с предоставленными чертежами и требованиями. Субконтрактор – предприятие, поставляющее по заказу Контрактора необходимые комплектующие, выполняющее работы и т.д., то есть – самостоятельное юридическое лицо, выполняющее в соответствии с распоряжениями Контрактора и под его контролем часть работы, предназначенной для реализации третьим лицам (Потребителям). Субпоставщик – Поставщик второго и далее уровня – Поставщик Поставщика. Тендер – внеконкурсная, конкурентная форма размещения Контрактором (Заказчиком) заказа на продукцию промышленного назначения (комплектующие, оборудование) с целью выбора квалифицированного Поставщика с учетом собственных требований к качеству, срокам поставки и исполнению продукции. |
||||||
eurorus copyright 2007-2024 |